Малышей из Беларуси с врожденными деформациями позвоночника смогут лечить в Санкт-Петербурге

111Медицинское учреждение республиканского масштаба, которое специализируется на оказании травматологической и ортопедической помощи взрослым и детям в нашей стране есть. Это РНПЦ травматологии и ортопедии, где работают высоко¬квалифицированные специалисты с большим опытом лечения повреждений позвоночника и спинного мозга. В то же время есть пациенты с врожденной деформацией позвоночника, которая лучше всего поддается лечению в раннем возрасте. Жизнь малышей способны изменить хирурги, но, к сожалению, такие операции в Беларуси пока не выполняют. Зато их успешно делают в России — в Федеральном государственном учреждении (ФГУ) «Научно-исследовательский детский ортопедический институт имени Г.И. Турнера» (Санкт-Петербург), где побывали белорусские и российские журналисты во время пресс-тура «Медицина Союзного государства: будущее уже сегодня».

— У нас накоплен уникальный опыт хирургического лечения врожденной деформации позвоночника, которая у маленького пациента имеет свою особенность — небольшую и локальную дугу искривления, — рассказывает заместитель директора по научной и исследовательской работе института имени Г.И. Турнера, доктор медицинских наук, профессор Сергей Виссарионов. — В более старшем возрасте эта аномалия резко прогрессирует, вызывая изменения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У подростков страдает еще и спинной мозг. Важно прооперировать ребенка как можно раньше.

Детский ортопедический институт имени Г.И. Турнера — уникальное и единственное в России научно-исследовательское и лечебное учреждение, специализирующееся на оказании травматолого-ортопедической помощи детям с заболеваниями и повреж¬дениями опорно-двигательного аппарата (врожденным вывихом бедра, сколиозом, патологией стопы).

В клинике института — 600 коек. Ежегодно здесь выполняется более 4 тысяч операций, большинство из них — высокотехнологичные, дорогостоящие виды медицинской помощи.

По мнению профессора, одно из перспективных направлений работы института — хирургия позвоночника новорожденных, когда удается полностью исправить дефект.

— Самому юному пациенту, которого мы прооперировали, было шесть месяцев, — уточнил Виссарионов. — Хирурги удалили аномальный позвонок, исправили врожденную деформацию и зафиксировали позвоночник в правильном положении с помощью специальных имплантатов. Потом конструкцию убирают, но за это время успевает сформироваться собственный костный блок, удерживающий позвоночник в физиологически правильном положении.

Другой пример: у трехлетнего ребенка из Краснодара врожденная деформация позвоночника была настолько ярко выражена, что сдавливала спинной мозг, вызывая тем самым неврологические нарушения. Мальчик не двигался. Сейчас стал чувствовать ноги. И чудо! Раньше ребенку помогала бабушка, а теперь он ей.

Институт Турнера не похож на больницу.

— Почти как дома, даже мягкие игрушки есть! И врачи доб¬рые, — говорят дети, сама непосредственность.

— Медперсонал очень чуткий, — это уже мнение родителей.

— У нас сохранилась особая аура Генриха Ивановича Турнера, блестящего хирурга и удивительно сердечного человека, — гордятся сотрудники.

Медучреждение оснащено магнитно-резонансным и компьютерным томографами. Кроме того, пациентам делают ультразвуковое и радиоизотопное исследования, рентгенографию, электромиографию, реовазографию. Двигательную реабилитацию дети проходят на роботизированных комплексах. Лечение пациента от диа¬гностики до реабилитации — это фишка медучреждения. Обычно в больнице ребенка обследуют, оперируют, а потом переводят для восстановления в реабилитационный центр.
Заглянули в один из кабинетов реабилитации. Мальчик с ДЦП играл на компьютере.

Сотрудничество белорусских и российских специалистов продолжается более 20 лет.

— Вместе работаем в операционных, обмениваемся опытом. И в РНПЦ травматологии и ортопедии, и в институте Турнера работают высококлассные специалисты, — убежден профессор Сергей Виссарионов. — Белорусы, например, делятся знаниями в лечении пациентов с повреждениями позвоночника и спинного мозга. В любое время суток созваниваемся, налажена видеоконференц-связь. Мы друзья. У нас нет секретов друг от друга. А в перспективе, наде¬емся, будем работать по программе Союзного государства, концепция которой уже создана. Проект получил полную поддержку с белорусской стороны, с российской — Российской академии наук, Минздрава, Минэко-номразвития, находится на рассмотрении Минфина. Надеемся, получит согласование.

Общая сумма проекта «Спинальные системы» — 95,7 миллиона российских рублей, из них две трети планируют выделить российским специалистам на закупку диагностического оборудования, разработку новых хирургических технологий (включая эндоскопические), разработку металлоконструкций для оказания высокотехнологичной медпомощи детям с тяжелыми врожденными деформациями и повреждениями позвоночника.

Источник: газета Минский Курьер